О профилакгике вовлечения некоммерческих организаций в деятельность, направленную на финансирование терроризма

11 июля 2025
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по
Амурской области в рамках правового просвещения в условиях
современных вызовов информирует о рекомендуемых к проведению
некоммерческим организациями (далее – НКО) мероприятиях,
направленных на недопущение их явного или скрытого вовлечения в
финансирование терроризма.
Согласно выводам Группы разработки финансовых мер борьбы
с отмыванием денег (ФАТФ), некоммерческие организации уязвимы
к злоупотреблениям в целях финансирования терроризма, в частности
выделяются следующие риски:
- осуществления деятельности террористическими организациями
с целью выдать себя за легитимный субъект;
- использования легитимных некоммерческих организаций в
качестве канала финансирования терроризма, в том числе в целях
уклонения от мер
по замораживанию активов террористов;
- сокрытия или маскировки тайного перенаправления средств,
предназначенных для законных целей, с намерением использования
их террористическими организациями.
Так, выделяются следующие способы (каналы) использования
некоммерческого сектора:
− перенаправление денежных средств - денежные средства,
собранные НКО для общественно полезных целей (в целях оказания
помощи после стихийных бедствий, гуманитарной и медицинской
помощи и пр.), впоследствии полностью или частично перенаправляются
для поддержки терроризма;
− поддержание связи с террористическими образованиями - когда
члены либо работники втайне от иных участников НКО осуществляют
связи
с террористическими организациями или лицами, поддерживающими
терроризм.
- содействие вербовке - НКО незаконным образом используются
для оказания финансовой поддержки семьям террористов, организации
и предоставления мест для проведения мероприятий в поддержку
терроризма или террористических образований, опубликования
соответствующих материалов в средствах массовой информации или
сети «Интернет» и пр.
- использование террористами программ (проектов) НКО -
программы, финансируемые НКО и направленные на законные
гуманитарные цели, могут впоследствии становиться объектом
махинаций со стороны террористов в целях финансовой и материальной
поддержки терроризма.
− действия от имени законных НКО и создание фиктивных НКО -
в первом случае под видом благотворительной деятельности
организации
и физические лица от имени существующих законных НКО занимаются
сбором средств, пропагандой и иной деятельностью в поддержку
терроризма. В случае создания фиктивных НКО, заявленные цели таких
организаций являются заведомо вымышленными и служат в качестве
прикрытия для обеспечения поддержки террористической деятельности.
Меры, которые следует предпринимать некоммерческим
организациям для противодействия угрозе их использования в целях
финансирования терроризма:
1) Организация надлежащего управления и финансового
менеджмента, позволяющего учитывать и контролировать расходы НКО
в соответствии
с уставными целями и задачами.
Так, необходимо в обязательном порядке осуществлять контроль
за способами сбора ресурсов и их распределения, исключая
несанкционированные (например, использование помимо банковского
счета
и кассы организации электронных кошельков, личных банковских карт
физических лиц и пр.).
Для организаций, использующих ящики для сбора
благотворительных пожертвований, также следует организовать строгий
контроль за соблюдением установленных правил их использования, в
частности Постановления Правительства Российской Федерации от
01.10.2020 № 1584 «Об утверждении требований к ящикам для сбора
благотворительных пожертвований, порядка
их установки, использования и извлечения имущества, собранного
с их помощью».
Кроме того следует осуществлять постоянный контроль за ходом
реализации программ и проектов, в том числе с целью удостовериться,
что средства направляются в адрес запланированного проверенного
бенефициара и исключительно на цели, предусмотренные уставом
организации.
2) Надлежащее внутреннее управление НКО.
Анализ практики показывает, что в большинстве случаев
использование террористами сектора НКО явилось следствием
отсутствия должного внутреннего управления в организации и внешнего
надзора и контроля.
Надлежащее внутреннее управление структурируется по четырем
основным направлениям:
− организационная целостность - организация действует в строгом
соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом
и соответствующими им локальными актами. Руководство НКО, действуя
в интересах организации, обеспечивает надлежащую кадровую политику
и финансовый контроль, а также постоянный мониторинг текущей
деятельности организации.
− взаимодействие с внешними и внутренними партнерами - НКО
при выстраивании отношений с партнерами осуществляет меры по
тщательной проверке лиц и организаций, от которых НКО получает
средства
и пожертвования, а также тех, кому эти средства в дальнейшем
предоставляются в качестве благотворительности, отдельное внимание
обращается
на их репутацию.
Также необходимо проверять наличие сведений о членах,
учредителях, сотрудниках, волонтерах НКО, физических и юридических
лицах, с которыми сотрудничает организация, в специализированных
перечнях лиц, причастных
к экстремисткой деятельности и финансированию терроризма, ведение
которых осуществляет Росфинмониторинг
(https://www.fedsfm.ru/documents/terr-list)
и Минюст России (https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/).
Все взаимоотношения следует оформлять в письменном виде,
что позволит зафиксировать задачи и ответственность сторон, подробно
указать цели расходования средств, процедуры регулярной отчетности,
аудита
и контроля на месте.
− финансовая прозрачность и отчетность - НКО следует вести
подробную финансовую отчетность по приходу и расходу,
осуществляемым финансовым транзакциям, позволяющую проследить
весь путь перемещения средств
от донора до бенефициара. В каждом случае следует интересоваться
происхождением предоставляемых средств и устанавливать критерии
решения вопроса о возможности или невозможности принять средства
или пожертвования.
При сборе и привлечении средств НКО публично заявляет о целях
программы (проекта) и в дальнейшем обеспечивает расходование
средств
в соответствии с заявленными целями. При этом, бюджет
административных расходов также должен быть защищен от возможного
злоупотребления путем соответствующего контроля, отчетности и
внутренних процедур. Также публичной должна становиться информация
о ходе реализации
и осуществленных программах.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с действующим
законодательством некоммерческие организации должны ежегодно
представлять свою отчетность в Минюст России и его территориальные
органы. Отчеты, устав в действующей редакции, а также информация о
реализуемых программах размещаются через личный кабинет на
Портале Минюста России
для некоммерческих организаций (https://nco.minjust.gov.ru/).
Более подробная информация по рассматриваемой тематике
размещена
на официальном сайте Управления Минюста России по Амурской
области (https://to28.minjust.gov.ru/) в разделе Деятельность -
Направления деятельности - Деятельность в сфере некоммерческих
организаций - Противодействие экстремизму и финансированию
терроризма. Телефон для справок
и консультаций: 8 (4162) 49-48-44 доб. 311-314.

Календарь событий

Документы

31 июля 2025
№ 651 от 31.07.2025 О внесении изменений в приказ управления образования города от 31.01.2025 № 93 «Об утверждении паспорта комплекса процессных мероприятий «Обеспечение реализации программ дошкольного, общего и дополнительного образования детей»
31 июля 2025
№ 4268 от 31.07.2025 О внесении изменения в Положение об управлении контроля в сфере закупок и финансов администрации города Благовещенска, утвержденное постановлением администрации города Благовещенска от 16.02.2015 № 633

Полезные ссылки